Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 150» 163055, Архангельская область, г. Архангельск, нп. Архангельск-55 ул. 850-летия Москвы, д. 5 ОКПО 07953526 ОКОГУ 1313500 ОГРН 1042900006445 ИНН 2901122760 Принято Педагогический совет ФГКОУ «СОШ № 150» Протокол № 13 от «10» марта 2023 г. ю ъ ./ г. Положение о воспитательной работе в ФГКОУ «СОШ № 150» 1. Общие положения 1.1. Настоящее положение о воспитательной работе (далее - положение) устанавливает особенности организации воспитательной деятельности педагогических работников ФГКОУ «СОШ № 150» (далее - школа) с целью создания единого воспитательного пространства, направленного на развитие личности обучающихся, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства. 1.2. Положение разработано в соответствии со следующим: • Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; • распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года»; • приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; • приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении „ федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; • приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»; • приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; • приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»; • письмом Минпросвещения от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических рекомендациях»; • письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании государственных символов Российской Федерации». $ 1.3. Положение регламентирует содержание и порядок организации воспитательной деятельности в школе, в том числе в рамках классного руководства как отдельного вида деятельности, конкретизирует их с учетом контекстных условий работы, сложившегося распределения полномочий и ответственности при осуществлении воспитания между педагогическими работниками. 2. Цели и принципы воспитательной работы в школе 2.1. Цель воспитательной работы школы - развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа России, природе и окружающей среде. . 2.2. Воспитательная деятельность в школе осуществляется в целях формирования и развития личности совместно с семейными, общественными и социокультурными институтами. 2.3. Педагогический коллектив является основным субъектом, обеспечивающим достижение целей личностного развития и воспитания в рамках реализации образовательных программ школы. г 2.4. Ключевая роль в воспитательной работе школы отводится тем педагогам, деятельность которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением постоянного педагогического сопровождения группы обучающихся, объединенных в одном учебном классе. 2.5. Принципами организации социально значимых задач и содержания воспитания и успешной социализации обучающихся являются: • опора на духовно-нравственные ценности народов России, исторические и национально-культурные традиции; • организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; • нравственный пример педагогического работника; • интегративность программ воспитания; 2 *■ • • • • социальная востребованность воспитания; поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности воспитания; признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся; обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка, в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования; кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи, общества, государства, образовательных и научных организаций). 3. Организация воспитательной работы в школе 3.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ школы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы, разрабатываемых и утверждаемых школой самостоятельно. 3.2. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей, представительные органы обучающихся (при их наличии). 3.3. Воспитание осуществляется всеми участниками учебной деятельности: педагогами, детьми, родителями. 3.4. Центральной фигурой, координирующей воспитательную работу с обучающимися, является классный руководитель. Он оказывает педагогическую поддержку родителям, взаимодействует с другими педагогами, администрацией школы по вопросам воспитания детей. Задача классных руководителей создавать условия для самовоспитания ребёнка, проявления личностной свободы в освоении им своей главной социальной роли человека. 3.5. Организационную и методическую помощь классным руководителям оказывают заместитель директора школы (по учебной работе), заместитель директора школы (по воспитательной работе), старший вожатый, педагог-психолог, руководитель методического объединения классных руководителей. 4. Особенности воспитательной работы классных руководителей 4.1. Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим работником как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как микросоциума. Классный руководитель должен учитывать индивидуальные возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья, семейные и прочие условия жизни обучающихся, а также характеристики класса как уникального ученического сообщества с определенными межличностными отношениями и групповой динамикой. 4.2. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является единственным субъектом воспитательной деятельности. Он взаимодействует с 3 семьями обучающихся, другими педагогическими работниками школы, взаимодействующими с учениками его класса, а также администрацией общеобразовательной организации. Классный руководитель также взаимодействует с внешними партнерами, способствующими достижению принятых целей воспитания обучающихся, согласно плану и приказу директора школы. 4.3. В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и вариативная части. 4.3.1. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению базовых - традиционных и актуальных - задач воспитания и социализации обучающихся. Инвариантная часть содержит следующие блоки: 1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации обучающихся в классе, включая: • содействие повышению дисциплинированности и академической успешности каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля посещаемости и успеваемости; • обеспечение включенности всех обучающихся в воспитательные мероприятия по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и социализации; • содействие успешной социализации обучающихся путем организации мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с использованием возможностей волонтерского движения, детских общественных движений, творческих и научных сообществ; • осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на основе изучения его психофизиологических особенностей, социальнобытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации развития ребенка в семье; • выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и конфликтных; • выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в психологической помощи; • профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения, употребления вредных для здоровья веществ; • формирование навыков информационной безопасности; • содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных интересов; • поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их способностей; 4 • обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в • том числе гарантий доступности ресурсов системы образования. 2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с классом как социальной группой, включая: • изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы; % регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе, формирование благоприятного психологического климата, толерантности и навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде; • формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и иной деятельности; • организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов; • выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений, создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся; • профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском коллективе. 3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая: • привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития личности каждого ребенка; • регулярное информирование родителей (законных представителей) об особенностях осуществления образовательной деятельности в течение учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса; • координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных отношений; • содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного развития детей. 4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим коллективом, включая: 5 • взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и воспитанию с учетом особенностей условий деятельности школы; • взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных предметов по вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности обучающихся и класса в целом; • взаимодействие с педагогом-психологом и педагогами дополнительного образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся, их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции индивидуальных траекторий личностного развития; • взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную, творческую, трудовую, общественно полезную, художественно эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.; • взаимодействие со старшим вожатым, библиотекарем, педагогами дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий; • взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией школы по вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения обучающихся; • взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками школы (педагогом-психологом) с целью организации комплексной поддержки обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации. 5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с социальными партнерами, включая: • участие в организации работы, способствующей профессиональному самоопределению обучающихся; • участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного образования детей, научных и образовательных организаций согласно плану и приказу директора школы; • участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска, находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта, профессионального образования, бизнеса. 6. Составление и ведение классным руководителем плана работы, составленного на основе рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы основной образовательной программы соответствующего уровня. 4.3.2. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в зависимости от конкретных условий работы классного руководителя. Например, в классе с устойчиво низкими результатами обучения вариативный блок воспитательной 6 работы классного руководителя может быть связан с развитием учебной мотивации у обучающихся, координации работы учителей-предметников, вовлечения семьи в образовательную деятельность обучающихся и т.д. Вариативная часть оформляется классным руководителем в его планах работы. 4.4. Классный руководитель самостоятельно выбирает формы и технологии работы с обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, в том числе: ч • индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.); • групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления, проекты, ролевые игры, дебаты и др.); • коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы, образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские собрания и др.). 5. Особенности применения государственной символики в воспитательной работе ФГКОУ «СОШ № 150» 5.1. Подъем Государственного флага РФ в ФГКОУ «СОШ № 150» осуществляется каждый понедельник в начале еженедельной общешкольной линейки. Спуск Государственного флага РФ осуществляется каждую пятницу после 7-го урока. 5.2. Вынос Государственного флага РФ в ФГКОУ «СОШ № 150» осуществляется при проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных мероприятий, в том числе мероприятий модуля «Ключевые общешкольные дела», а также во время церемоний награждения. Вынос Государственного флага РФ сопровождается исполнением Государственного гимна РФ. 5.3. Подъем, спуск и вынос Государственного флага РФ осуществляет школьный знаменный отряд. В состав школьного знаменного отряда могут входить лучшие обучающиеся 5-11-х классов, добившиеся выдающихся результатов в учебной, научной, спортивной, творческой и иной деятельности. Состав школьного знаменного отряда утверждается на педагогическом совете в начале учебного года. 5.4. Исполнение Государственного гимна РФ осуществляется: • перед первым уроком в день начала нового учебного года; • по понедельникам перед первым уроком в начале проведения еженедельной общешкольной линейки; • при проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных мероприятий, в том числе мероприятий модуля «Ключевые общешкольные дела»; • при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных государственным и муниципальным праздникам. 7