Положение о воспитательной работе

Федеральное государственное казенное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 150»

163055, Архангельская область,
г. Архангельск, нп. Архангельск-55
ул. 850-летия Москвы, д. 5

ОКПО 07953526

ОКОГУ 1313500

ОГРН 1042900006445 ИНН 2901122760

Принято
Педагогический совет ФГКОУ «СОШ № 150»
Протокол № 13 от «10» марта 2023 г.

ю

ъ
./

г.

Положение о воспитательной работе в ФГКОУ «СОШ № 150»
1. Общие положения
1.1. Настоящее положение о воспитательной работе (далее - положение) устанавливает
особенности организации воспитательной деятельности педагогических работников
ФГКОУ «СОШ № 150» (далее - школа) с целью создания единого воспитательного
пространства, направленного на развитие личности обучающихся, создание условий
для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в
интересах человека, семьи, общества и государства.
1.2. Положение разработано в соответствии со следующим:
• Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации»;
• распоряжением Правительства от 29.05.2015 № 996-р «Об утверждении
Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025
года»;
• приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 286 «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта начального
общего образования»;
• приказом Минпросвещения от 31.05.2021 № 287 «Об утверждении
„ федерального государственного образовательного стандарта основного
общего образования»;
• приказом Минобрнауки от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в
действие федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования»;

• приказом Минобрнауки от 17.12.2010 № 1897 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта основного общего
образования»;
• приказом Минобрнауки от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования»;
• письмом Минпросвещения от 12.05.2020 № ВБ-1011/08 «О методических
рекомендациях»;
• письмом Минпросвещения от 15.04.2022 № СК-295/06 «Об использовании
государственных символов Российской Федерации».
$

1.3. Положение регламентирует содержание и порядок организации воспитательной
деятельности в школе, в том числе в рамках классного руководства как отдельного
вида деятельности, конкретизирует их с учетом контекстных условий работы,
сложившегося распределения полномочий и ответственности при осуществлении
воспитания между педагогическими работниками.
2. Цели и принципы воспитательной работы в школе
2.1. Цель воспитательной работы школы - развитие личности, создание условий для
самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно­
нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения
в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся
чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и
подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему
поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и
традициям многонационального народа России, природе и окружающей среде. .
2.2. Воспитательная деятельность в школе осуществляется в целях формирования и
развития личности совместно с семейными, общественными и социокультурными
институтами.
2.3. Педагогический коллектив является основным субъектом, обеспечивающим
достижение целей личностного развития и воспитания в рамках реализации
образовательных программ школы.
г

2.4. Ключевая роль в воспитательной работе школы отводится тем педагогам,
деятельность которых одновременно связана с классным руководством и обеспечением
постоянного педагогического сопровождения группы обучающихся, объединенных в
одном учебном классе.
2.5. Принципами организации социально значимых задач и содержания воспитания и
успешной социализации обучающихся являются:
• опора на духовно-нравственные ценности народов России, исторические и
национально-культурные традиции;
• организация социально открытого пространства духовно-нравственного
развития и воспитания личности гражданина России;
• нравственный пример педагогического работника;
• интегративность программ воспитания;
2

*■

•
•
•
•

социальная востребованность воспитания;
поддержка единства, целостности, преемственности и непрерывности
воспитания;
признание определяющей роли семьи ребенка и соблюдение прав родителей
(законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;
обеспечение защиты прав и соблюдение законных интересов каждого ребенка,
в том числе гарантий доступности ресурсов системы образования;
кооперация и сотрудничество субъектов системы воспитания (семьи,
общества, государства, образовательных и научных организаций).
3. Организация воспитательной работы в школе

3.1. Воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ
школы осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей
программы воспитания и календарного плана воспитательной работы,
разрабатываемых и утверждаемых школой самостоятельно.
3.2. В разработке рабочих программ воспитания и календарных планов воспитательной
работы имеют право принимать участие советы обучающихся, советы родителей,
представительные органы обучающихся (при их наличии).
3.3. Воспитание осуществляется всеми участниками учебной деятельности:
педагогами, детьми, родителями.
3.4. Центральной фигурой, координирующей воспитательную работу с обучающимися,
является классный руководитель. Он оказывает педагогическую поддержку родителям,
взаимодействует с другими педагогами, администрацией школы по вопросам
воспитания детей. Задача классных руководителей создавать условия для
самовоспитания ребёнка, проявления личностной свободы в освоении им своей
главной социальной роли человека.
3.5. Организационную и методическую помощь классным руководителям оказывают
заместитель директора школы (по учебной работе), заместитель директора школы (по
воспитательной работе), старший вожатый, педагог-психолог, руководитель
методического объединения классных руководителей.
4. Особенности воспитательной работы классных руководителей
4.1. Специфика осуществления классного руководства состоит в том, что
воспитательные цели и задачи реализуются соответствующим педагогическим
работником как в отношении каждого обучающегося, так и в отношении класса как
микросоциума. Классный руководитель должен учитывать индивидуальные
возрастные и личностные особенности, образовательные запросы, состояние здоровья,
семейные и прочие условия жизни обучающихся, а также характеристики класса как
уникального ученического сообщества с определенными межличностными
отношениями и групповой динамикой.
4.2. Педагогический работник, осуществляющий классное руководство, не является
единственным субъектом воспитательной деятельности. Он взаимодействует с
3

семьями обучающихся, другими педагогическими работниками школы,
взаимодействующими с учениками его класса, а также администрацией
общеобразовательной организации. Классный руководитель также взаимодействует с
внешними партнерами, способствующими достижению принятых целей воспитания
обучающихся, согласно плану и приказу директора школы.
4.3. В деятельности, связанной с классным руководством, выделяются инвариантная и
вариативная части.
4.3.1. Инвариантная часть соответствует ядру содержания деятельности по классному
руководству и охватывает минимально необходимый состав действий по решению
базовых - традиционных и актуальных - задач воспитания и социализации
обучающихся.
Инвариантная часть содержит следующие блоки:
1. Личностно ориентированная деятельность по воспитанию и социализации
обучающихся в классе, включая:
• содействие повышению дисциплинированности и академической успешности
каждого обучающегося, в том числе путем осуществления контроля
посещаемости и успеваемости;
• обеспечение включенности всех обучающихся в воспитательные мероприятия
по приоритетным направлениям деятельности по воспитанию и
социализации;
• содействие успешной социализации обучающихся путем организации
мероприятий и видов деятельности, обеспечивающих формирование у них
опыта социально и личностно значимой деятельности, в том числе с
использованием возможностей волонтерского движения, детских
общественных движений, творческих и научных сообществ;
• осуществление индивидуальной поддержки каждого обучающегося класса на
основе изучения его психофизиологических особенностей, социальнобытовых условий жизни и семейного воспитания, социокультурной ситуации
развития ребенка в семье;
• выявление и поддержку обучающихся, оказавшихся в сложной жизненной
ситуации, оказание помощи в выработке моделей поведения в различных
трудных жизненных ситуациях, в том числе проблемных, стрессовых и
конфликтных;
• выявление и педагогическую поддержку обучающихся, нуждающихся в
психологической помощи;
• профилактику наркотической и алкогольной зависимости, табакокурения,
употребления вредных для здоровья веществ;
• формирование навыков информационной безопасности;
• содействие формированию у детей с устойчиво низкими образовательными
результатами мотивации к обучению, развитию у них познавательных
интересов;
• поддержку талантливых обучающихся, в том числе содействие развитию их
способностей;
4

• обеспечение защиты прав и соблюдения законных интересов обучающихся, в
• том числе гарантий доступности ресурсов системы образования.
2. Деятельность по воспитанию и социализации обучающихся, осуществляемая с
классом как социальной группой, включая:
• изучение и анализ характеристик класса как малой социальной группы;
% регулирование и гуманизацию межличностных отношений в классе,
формирование благоприятного психологического климата, толерантности и
навыков общения в полиэтнической, поликультурной среде;
• формирование ценностно-ориентационного единства в классе по отношению к
национальным, общечеловеческим, семейным ценностям, здоровому образу
жизни, активной гражданской позиции, патриотизму, чувству
ответственности за будущее страны; признанию ценности достижений и
самореализации в учебной, спортивной, исследовательской, творческой и
иной деятельности;
• организацию и поддержку всех форм и видов конструктивного
взаимодействия обучающихся, в том числе их включенности в волонтерскую
деятельность и в реализацию социальных и образовательных проектов;
• выявление и своевременную коррекцию деструктивных отношений,
создающих угрозы физическому и психическому здоровью обучающихся;
• профилактику девиантного и асоциального поведения обучающихся, в том
числе всех форм проявления жестокости, насилия, травли в детском
коллективе.
3. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с родителями
(законными представителями) несовершеннолетних обучающихся, включая:
• привлечение родителей (законных представителей) к сотрудничеству в
интересах обучающихся в целях формирования единых подходов к
воспитанию и создания наиболее благоприятных условий для развития
личности каждого ребенка;
• регулярное информирование родителей (законных представителей) об
особенностях осуществления образовательной деятельности в течение
учебного года, основных содержательных и организационных изменениях, о
внеурочных мероприятиях и событиях жизни класса;
• координацию взаимосвязей между родителями (законными представителями)
несовершеннолетних обучающихся и другими участниками образовательных
отношений;
• содействие повышению педагогической компетентности родителей (законных
представителей) путем организации целевых мероприятий, оказания
консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания, личностного
развития детей.
4. Осуществление воспитательной деятельности во взаимодействии с педагогическим
коллективом, включая:

5

• взаимодействие с членами педагогического коллектива с целью разработки
единых педагогических требований, целей, задач и подходов к обучению и
воспитанию с учетом особенностей условий деятельности школы;
• взаимодействие с администрацией школы и учителями учебных предметов по
вопросам контроля и повышения результативности учебной деятельности
обучающихся и класса в целом;
• взаимодействие с педагогом-психологом и педагогами дополнительного
образования по вопросам изучения личностных особенностей обучающихся,
их адаптации и интеграции в коллективе класса, построения и коррекции
индивидуальных траекторий личностного развития;
• взаимодействие с учителями учебных предметов и педагогами
дополнительного образования по вопросам включения обучающихся в
различные формы деятельности: интеллектуально-познавательную,
творческую, трудовую, общественно полезную, художественно­
эстетическую, физкультурно-спортивную, игровую и др.;
• взаимодействие со старшим вожатым, библиотекарем, педагогами
дополнительного образования и старшими вожатыми по вопросам вовлечения
обучающихся класса в систему внеурочной деятельности, организации
внешкольной работы, досуговых и каникулярных мероприятий;
• взаимодействие с педагогическими работниками и администрацией школы по
вопросам профилактики девиантного и асоциального поведения
обучающихся;
• взаимодействие с администрацией и педагогическими работниками школы
(педагогом-психологом) с целью организации комплексной поддержки
обучающихся, находящихся в трудной жизненной ситуации.
5. Участие в осуществлении воспитательной деятельности во взаимодействии с
социальными партнерами, включая:
• участие в организации работы, способствующей профессиональному
самоопределению обучающихся;
• участие в организации мероприятий по различным направлениям воспитания
и социализации обучающихся в рамках социально-педагогического
партнерства с привлечением организаций культуры, спорта, дополнительного
образования детей, научных и образовательных организаций согласно плану
и приказу директора школы;
• участие в организации комплексной поддержки детей из групп риска,
находящихся в трудной жизненной ситуации, с привлечением работников
социальных служб, правоохранительных органов, организаций сферы
здравоохранения, дополнительного образования детей, культуры, спорта,
профессионального образования, бизнеса.
6. Составление и ведение классным руководителем плана работы, составленного на
основе рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы
основной образовательной программы соответствующего уровня.
4.3.2. Вариативная часть деятельности по классному руководству формируется в
зависимости от конкретных условий работы классного руководителя. Например, в
классе с устойчиво низкими результатами обучения вариативный блок воспитательной
6

работы классного руководителя может быть связан с развитием учебной мотивации у
обучающихся, координации работы учителей-предметников, вовлечения семьи в
образовательную деятельность обучающихся и т.д.
Вариативная часть оформляется классным руководителем в его планах работы.
4.4. Классный руководитель самостоятельно выбирает формы и технологии работы с
обучающимися и родителями (законными представителями) несовершеннолетних
обучающихся, в том числе:
ч

• индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание
индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
• групповые (творческие группы, сетевые сообщества, органы самоуправления,
проекты, ролевые игры, дебаты и др.);
• коллективные (классные часы, конкурсы, спектакли, концерты, походы,
образовательный туризм, слеты, соревнования, квесты и игры, родительские
собрания и др.).
5. Особенности применения государственной символики в воспитательной работе
ФГКОУ «СОШ № 150»
5.1. Подъем Государственного флага РФ в ФГКОУ «СОШ № 150» осуществляется
каждый понедельник в начале еженедельной общешкольной линейки. Спуск
Государственного флага РФ осуществляется каждую пятницу после 7-го урока.
5.2. Вынос Государственного флага РФ в ФГКОУ «СОШ № 150» осуществляется при
проведении торжественных, организационных, воспитательных, конкурсных
мероприятий, в том числе мероприятий модуля «Ключевые общешкольные дела», а
также во время церемоний награждения. Вынос Государственного флага РФ
сопровождается исполнением Государственного гимна РФ.
5.3. Подъем, спуск и вынос Государственного флага РФ осуществляет школьный
знаменный отряд. В состав школьного знаменного отряда могут входить лучшие
обучающиеся 5-11-х классов, добившиеся выдающихся результатов в учебной,
научной, спортивной, творческой и иной деятельности. Состав школьного знаменного
отряда утверждается на педагогическом совете в начале учебного года.
5.4. Исполнение Государственного гимна РФ осуществляется:
• перед первым уроком в день начала нового учебного года;
• по понедельникам перед первым уроком в начале проведения еженедельной
общешкольной линейки;
• при проведении торжественных, организационных, воспитательных,
конкурсных мероприятий, в том числе мероприятий модуля «Ключевые
общешкольные дела»;
• при открытии и закрытии торжественных собраний, посвященных
государственным и муниципальным праздникам.

7



Контакты

163055 Архангельская область, городской округ "Новая Земля", р.п. Белушья Губа, ул. 850-летия Москвы, здание 4

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.