Положение о наставничестве

Федеральное государственное казенное общеобразовательное
учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 150»

163055, Архангельская область,
г. Архангельск, нп. Архангельск-55
ул. 850-летия Москвы, д. 5

ОКПО 07953526
ОКОГУ 1313500
ОГРН 1042900006445 ИНН 2901122760

Принято
Педагогический совет ФГКОУ «СОШ № 150»
Протокол № 12 от «09» февраля 2023 г.

Положение о наставничестве
1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее —Положение) определяет порядок
организации и проведения работы по наставничеству в федеральном государственном
казенном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школы №
150» (далее - организация), права и обязанности наставников и стажеров.
1.2. Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Положении:
Наставничество - форма адаптации, практического обучения и воспитания новых или
менее опытных работников организации в целях быстрейшего овладения трудовыми
навыками, приобретения необходимой компетенции, приобщения к корпоративной
культуре организации.
Наставник - более опытный работник организации, принимающий на себя функции по
обучению новых или менее опытных работников.
Стажер - новый работник организации, прикрепляемый к наставнику.
2. Цели и задачи наставничества
2.1. Целями наставничества являются адаптация стажеров к работе в организации на
основе единой системы передачи опыта и воспитания, повышение квалификации
педагогов, обеспечение оптимального использования времени и ресурсов для скорейшего
достижения стажерами необходимых результатов, снижение текучести кадров и
мотивирования новых работников к достижению целей организации.
2.2. Основными задачами наставничества являются:
- оказание помощи стажеру в освоении необходимых компетенций за счет ознакомления с
современными методами и приемами работы, передачи наставником личного опыта;
- обучение стажера в минимальные сроки необходимому профессиональному мастерству,
соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране труда;
1

- содействие достижению стажером высокого качества труда;
- вхождение стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры;
- воспитание у стажера чувства личной ответственности за результаты своей
деятельности.
3. Организационные основы наставничества
3.1. Наставничество в организации вводится на основании Приказа директора.
3.2. Отбор кандидатур наставников осуществляется по следующим критериям:
- высокий уровень профессиональной подготовки;
- наличие общепризнанных личных достижений и результатов;
- развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении;
- способность и готовность делиться профессиональным опытом;
- стаж профессиональной деятельности в организации не менее двух лет.
3.3. Работник назначается наставником с его письменного согласия.
3.4. За одним наставником закрепляется одновременно не более двух стажеров.
3.5. Наставничество осуществляется в течение всего периода, назначенного стажеру.
4. Права и обязанности наставника
4.1. Наставник имеет право:
- требовать от стажера выполнения указаний по вопросам, связанным с его
деятельностью;
- принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой стажера, вносить
предложения в профсоюзные органы, непосредственному руководителю, вышестоящему
руководителю о поощрении стажера, применении мер воспитательного и
дисциплинарного воздействия;
- участвовать в обсуждении профессиональной карьеры стажера и планировании его
дальнейшей работы в организации.
4.2. Наставник обязан:
- ознакомить стажера с основами корпоративной культуры организации;
- изучить профессиональные и нравственные качества стажера, его отношение к работе,
коллективу, увлечения, наклонности;

2

- оказать стажеру индивидуальную помощь практическими приемами и способами
качественного выполнения обязанностей и поручений, выявлять и совместно устранять
допущенные ошибки;
- разработать индивидуальную программу наставничества для стажера;
- личным примером развить положительные качества стажера, корректировать его
поведение на работе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива,
формировать здоровый образ жизни, общественно значимые интересы, содействовать
развитию культурного и профессионального кругозора;
- информировать стажера о целях, задачах и результатах текущей деятельности
организации;
- развить у стажера стремление к выполнению сложной и ответственной работы,
освоению новой техники и современных технологий;
- способствовать развитию постоянного интереса к инновационному творчеству,
внедрению современных стандартов качества образования;
- с учетом деловых и морально-психологических качеств стажера содействовать его
профессиональному росту, достижению высокого профессионализма, участвовать в
формировании и развитии карьеры;
- составить характеристику на стажера;
- заполнять анкеты по итогам отчетных периодов (приложение 1).
4.3. Ответственность наставника:
- наставник несет персональную ответственность за качество и своевременность
выполнения функциональных обязанностей, возложенных на него настоящим
Положением;
- при отказе от продолжения стажировки двух стажеров подряд наставник лишается
статуса наставника.
5. Права и обязанности стажера
5.1. Стажер имеет право участвовать в разработке программы наставничества, вносить
предложения о ее изменении, участвовать в обсуждении результатов стажировки.
5.2. Стажер обязан;
- ознакомиться под подпись с выпиской из приказа о назначении наставника в течение
трех дней с момента издания приказа;
- выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и Правилами
трудового распорядка;

3

- проходить контрольные мероприятия согласно программе наставничества, в том числе
заполнять анкеты по итогам отчетных периодов (приложение 2).
6. Анализ работы стажера
6.1. Предварительный анализ работы стажера осуществляется по истечении первого и
второго месяца его адаптации в организации, при котором рассматриваются следующие
вопросы:
- анализ процесса адаптации работника в организации;
- выполнение на данный период индивидуального плана работ по программе
наставничества;
- обозначение сильных и слабых сторон работника;
- обсуждение того, что необходимо улучшить;
- необходимая помощь со стороны организации.
6.2. Наставник (при необходимости) по результатам предварительного анализа
корректирует программу наставничества, дополнительно разрабатывает и принимает
необходимые меры для ликвидации выявленных затруднений и дефицитов в процессе
адаптации стажера.
6.3. Если по итогам контрольных мероприятий выявится необходимость в продолжении
наставничества, то наставник с участием стажера разрабатывает и реализует
дополнительные мероприятия, направленные на адаптацию стажера.

4

П ри лож ени е № 1

Анкета для наставника
Уважаемый педагог!
Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества
новых работников в нашей организации.
К Вам прикреплен стажер. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше взаимодействие и как
Вы оцениваете результат._______________________________ _____________
Вопрос

Оценка (по шкале от 1 до
5)

1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами со
стажером, для получения им необходимых знаний и
навыков?

4

2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям
стажер?

5

3. В какой степени затраченное на наставничество время
было посвящено проработке теоретических знаний?

3

4. В какой степени затраченное на наставничество время
было посвящено проработке практических навыков?

3

5. Насколько, по Вашему мнению, стажер готов к
самостоятельному исполнению должностных обязанностей
благодаря пройденному наставничеству?

5

6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень
профессионализма стажера?

5

7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является
наиболее важным для стажера при прохождении
наставничества? Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из
параметров:
- помощь при вхождении в коллектив, знакомство с
принятыми правилами поведения;

4

- освоение практических навыков работы;

5

- изучение теории, выявление пробелов в знаниях;

4

- освоение административных процедур и принятых правил
делопроизводства

4

8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы
считаете наиболее эффективным? Расставьте баллы от 1 до 5
для каждого из методов:
- самостоятельное изучение стажером материалов и
выполнение заданий, ответы наставника на возникающие
вопросы по электронной почте;

4

- в основном самостоятельное изучение стажером
материалов и выполнение заданий, ответы наставника на

4
5

возн и каю щ и е вопросы по телеф ону;
- л и ч н ы е кон сультац и и в заран ее о п р ед ел ен н о е врем я;

3

- личные консультации по мере возникновения
необходимости;

5

- поэтапный совместный разбор практических заданий

5

Ваши предложения по организации процесса наставничества образовательной
организации:
предложений нет.

6

Приложение № 2

Анкета для стажера
У в а ж а е м ы й п е д а г о г!

Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию новых
работников.
Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам был назначен наставник.
Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником. Выберите
наиболее подходящий ответ или укажите свой вариант ответа.
1. Как можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте
подходящий вариант или напишите свой:
- каждый день;
- один раз в неделю;
- 2-3 раза в месяц;
- вообще не встречались.
2. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником?
- 3,5-2,5 часа в неделю;
- 2-1,5 часа в неделю;
- полчаса в неделю;
3. Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении,
когда Вы были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы - наставник»:
- 30-70 процентов;
- 60-40 процентов;
- 70-30 процентов;
- 80-20 процентов.
4. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы?
- да, всегда;
- нет, не всегда;
- нет, никогда.
5. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы
делаете правильно, неправильно, что можно улучшить?
- да, каждый раз после окончания задания;
- да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог;
- да, раз в месяц;
- нет.

7



Контакты

163055 Архангельская область, городской округ "Новая Земля", р.п. Белушья Губа, ул. 850-летия Москвы, здание 4

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.