Федеральное государственное казенное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 150» 163055, Архангельская область, г. Архангельск, нп. Архангельск-55 ул. 850-летия Москвы, д. 5 ОКПО 07953526 ОКОГУ 1313500 ОГРН 1042900006445 ИНН 2901122760 Принято Педагогический совет ФГКОУ «СОШ № 150» Протокол № 12 от «09» февраля 2023 г. Положение о наставничестве 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение о наставничестве (далее —Положение) определяет порядок организации и проведения работы по наставничеству в федеральном государственном казенном общеобразовательном учреждении «Средней общеобразовательной школы № 150» (далее - организация), права и обязанности наставников и стажеров. 1.2. Основные термины и понятия, применяемые в настоящем Положении: Наставничество - форма адаптации, практического обучения и воспитания новых или менее опытных работников организации в целях быстрейшего овладения трудовыми навыками, приобретения необходимой компетенции, приобщения к корпоративной культуре организации. Наставник - более опытный работник организации, принимающий на себя функции по обучению новых или менее опытных работников. Стажер - новый работник организации, прикрепляемый к наставнику. 2. Цели и задачи наставничества 2.1. Целями наставничества являются адаптация стажеров к работе в организации на основе единой системы передачи опыта и воспитания, повышение квалификации педагогов, обеспечение оптимального использования времени и ресурсов для скорейшего достижения стажерами необходимых результатов, снижение текучести кадров и мотивирования новых работников к достижению целей организации. 2.2. Основными задачами наставничества являются: - оказание помощи стажеру в освоении необходимых компетенций за счет ознакомления с современными методами и приемами работы, передачи наставником личного опыта; - обучение стажера в минимальные сроки необходимому профессиональному мастерству, соблюдению требований нормативных документов, в том числе по охране труда; 1 - содействие достижению стажером высокого качества труда; - вхождение стажера в трудовой коллектив, освоение им корпоративной культуры; - воспитание у стажера чувства личной ответственности за результаты своей деятельности. 3. Организационные основы наставничества 3.1. Наставничество в организации вводится на основании Приказа директора. 3.2. Отбор кандидатур наставников осуществляется по следующим критериям: - высокий уровень профессиональной подготовки; - наличие общепризнанных личных достижений и результатов; - развитые коммуникативные навыки и гибкость в общении; - способность и готовность делиться профессиональным опытом; - стаж профессиональной деятельности в организации не менее двух лет. 3.3. Работник назначается наставником с его письменного согласия. 3.4. За одним наставником закрепляется одновременно не более двух стажеров. 3.5. Наставничество осуществляется в течение всего периода, назначенного стажеру. 4. Права и обязанности наставника 4.1. Наставник имеет право: - требовать от стажера выполнения указаний по вопросам, связанным с его деятельностью; - принимать участие в обсуждении вопросов, связанных с работой стажера, вносить предложения в профсоюзные органы, непосредственному руководителю, вышестоящему руководителю о поощрении стажера, применении мер воспитательного и дисциплинарного воздействия; - участвовать в обсуждении профессиональной карьеры стажера и планировании его дальнейшей работы в организации. 4.2. Наставник обязан: - ознакомить стажера с основами корпоративной культуры организации; - изучить профессиональные и нравственные качества стажера, его отношение к работе, коллективу, увлечения, наклонности; 2 - оказать стажеру индивидуальную помощь практическими приемами и способами качественного выполнения обязанностей и поручений, выявлять и совместно устранять допущенные ошибки; - разработать индивидуальную программу наставничества для стажера; - личным примером развить положительные качества стажера, корректировать его поведение на работе, привлекать к участию в общественной жизни коллектива, формировать здоровый образ жизни, общественно значимые интересы, содействовать развитию культурного и профессионального кругозора; - информировать стажера о целях, задачах и результатах текущей деятельности организации; - развить у стажера стремление к выполнению сложной и ответственной работы, освоению новой техники и современных технологий; - способствовать развитию постоянного интереса к инновационному творчеству, внедрению современных стандартов качества образования; - с учетом деловых и морально-психологических качеств стажера содействовать его профессиональному росту, достижению высокого профессионализма, участвовать в формировании и развитии карьеры; - составить характеристику на стажера; - заполнять анкеты по итогам отчетных периодов (приложение 1). 4.3. Ответственность наставника: - наставник несет персональную ответственность за качество и своевременность выполнения функциональных обязанностей, возложенных на него настоящим Положением; - при отказе от продолжения стажировки двух стажеров подряд наставник лишается статуса наставника. 5. Права и обязанности стажера 5.1. Стажер имеет право участвовать в разработке программы наставничества, вносить предложения о ее изменении, участвовать в обсуждении результатов стажировки. 5.2. Стажер обязан; - ознакомиться под подпись с выпиской из приказа о назначении наставника в течение трех дней с момента издания приказа; - выполнять обязанности, возложенные на него трудовым договором и Правилами трудового распорядка; 3 - проходить контрольные мероприятия согласно программе наставничества, в том числе заполнять анкеты по итогам отчетных периодов (приложение 2). 6. Анализ работы стажера 6.1. Предварительный анализ работы стажера осуществляется по истечении первого и второго месяца его адаптации в организации, при котором рассматриваются следующие вопросы: - анализ процесса адаптации работника в организации; - выполнение на данный период индивидуального плана работ по программе наставничества; - обозначение сильных и слабых сторон работника; - обсуждение того, что необходимо улучшить; - необходимая помощь со стороны организации. 6.2. Наставник (при необходимости) по результатам предварительного анализа корректирует программу наставничества, дополнительно разрабатывает и принимает необходимые меры для ликвидации выявленных затруднений и дефицитов в процессе адаптации стажера. 6.3. Если по итогам контрольных мероприятий выявится необходимость в продолжении наставничества, то наставник с участием стажера разрабатывает и реализует дополнительные мероприятия, направленные на адаптацию стажера. 4 П ри лож ени е № 1 Анкета для наставника Уважаемый педагог! Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить процесс адаптации и наставничества новых работников в нашей организации. К Вам прикреплен стажер. Ответьте, пожалуйста, как строится ваше взаимодействие и как Вы оцениваете результат._______________________________ _____________ Вопрос Оценка (по шкале от 1 до 5) 1. Достаточно ли было времени, проведенного Вами со стажером, для получения им необходимых знаний и навыков? 4 2. Насколько точно следовал Вашим рекомендациям стажер? 5 3. В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке теоретических знаний? 3 4. В какой степени затраченное на наставничество время было посвящено проработке практических навыков? 3 5. Насколько, по Вашему мнению, стажер готов к самостоятельному исполнению должностных обязанностей благодаря пройденному наставничеству? 5 6. Каков на данный момент, на Ваш взгляд, уровень профессионализма стажера? 5 7. Какой из аспектов адаптации, на Ваш взгляд, является наиболее важным для стажера при прохождении наставничества? Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из параметров: - помощь при вхождении в коллектив, знакомство с принятыми правилами поведения; 4 - освоение практических навыков работы; 5 - изучение теории, выявление пробелов в знаниях; 4 - освоение административных процедур и принятых правил делопроизводства 4 8. Какой из используемых Вами методов обучения Вы считаете наиболее эффективным? Расставьте баллы от 1 до 5 для каждого из методов: - самостоятельное изучение стажером материалов и выполнение заданий, ответы наставника на возникающие вопросы по электронной почте; 4 - в основном самостоятельное изучение стажером материалов и выполнение заданий, ответы наставника на 4 5 возн и каю щ и е вопросы по телеф ону; - л и ч н ы е кон сультац и и в заран ее о п р ед ел ен н о е врем я; 3 - личные консультации по мере возникновения необходимости; 5 - поэтапный совместный разбор практических заданий 5 Ваши предложения по организации процесса наставничества образовательной организации: предложений нет. 6 Приложение № 2 Анкета для стажера У в а ж а е м ы й п е д а г о г! Эта анкета необходима для того, чтобы улучшить в нашей организации адаптацию новых работников. Для быстрого и легкого погружения в рабочий процесс Вам был назначен наставник. Ответьте на вопросы, как строилось Ваше взаимодействие с наставником. Выберите наиболее подходящий ответ или укажите свой вариант ответа. 1. Как можете охарактеризовать периодичность общения с наставником? Отметьте подходящий вариант или напишите свой: - каждый день; - один раз в неделю; - 2-3 раза в месяц; - вообще не встречались. 2. Какое время в среднем в неделю у Вас уходило на общение с наставником? - 3,5-2,5 часа в неделю; - 2-1,5 часа в неделю; - полчаса в неделю; 3. Как строилось Ваше общение с наставником? Оцените в процентном соотношении, когда Вы были инициатором общения и когда он, по схеме «Вы - наставник»: - 30-70 процентов; - 60-40 процентов; - 70-30 процентов; - 80-20 процентов. 4. Всегда ли наставник мог дать ответы на Ваши вопросы? - да, всегда; - нет, не всегда; - нет, никогда. 5. Давал ли Вам наставник обратную связь по результатам работы, говорил о том, что Вы делаете правильно, неправильно, что можно улучшить? - да, каждый раз после окончания задания; - да, раз в неделю вне зависимости от окончания задания подводил итог; - да, раз в месяц; - нет. 7